Когда встречаются зима и весна, многие россияне отмечают старинный, местами подзабытый, но отдающий такой теплотой, весельем и уютом домашнего очага, праздник, что по сравнению с ним многие, гораздо более торжественные дни, меркнут. Имя этому празднику — Масленица, праздник проводов зимы, корнями уходящий в глубокую древность.

Праздник Масленицы не обозначен единой датой в календаре, и иногда выпадает даже на начало марта. Это торжество в прежние времена имело небывалый размах и носило повсеместный характер. На Руси не найти было семей, дворов, домов, городов и селений, где бы ни праздновалась масленичная неделя. Она представляла собой шумный праздник с безудержным весельем, песнями, плясками, играми, ряжеными.

Согласно народному календарю «сечень» («бокогрей»), то есть февраль, — это последний месяц зимы, но весна уже чувствуется буквально во всём. Временами под ногами ещё может поскрипывать снежок, а щёки — пощипывать морозом, но холода, которым остались считанные дни, уже никого не пугают. Всё чаще мы можем наблюдать ясное небо, когда даже в наиболее морозные дни светит яркое солнышко, как предвестник тепла, что наступит совсем скоро.

Главным символом Масленицы, без сомнения, являются блины, которых с давних пор насчитывалось огромное количество видов. Наравне с этим были и другие, не менее аппетитные вкусности: фигурные вафли, оладьи, тесто, жареное в масле. Мучные изделия буквально светились на столах, отливая золотистым жаром, на солнце. В итоге столы выносили на улицу, выпекая блины уже там. Из напитков пользовались спросом квас или сбитень, которые ставили возле шипящих самоваров. Запасались на грандиозный по тем временам праздник также рыбой и молочными продуктами. Мясо не употреблялось, так как Масленица совпадала с окончанием церковного поста, образуя «мясопустную» неделю.

Естественно, что перед приходом Масленицы в доме всё должно было сиять свежестью и чистотой. Поэтому накануне праздника в домах всё тщательно мылось и скоблилось. Печи подбеливались, украшались лучшим рукоделием, которое было в доме, изготавливались особые костюмы.

Праздник Масленицы в стародавние времена был очень масштабным и отмечался целую неделю. Каждый день недели имел особое значение и был наполнен собственными традициями, атрибутами и элементами. Это связано с тем, что 1 марта до петровской эпохи было началом Нового года.

Самый первый праздничный день Масленицы назывался «встречи». В среднерусских и южнорусских губерниях праздник начинали встречать, выходя за околицы. В Калужской губернии в этом участвовали молодые девушки. В Псковской губернии Масленицу, катаясь с горок, шумно и весело приветствовала детвора.

Вторник, который назывался «заигрыш», становился началом, любимой для всех поры уличных гуляний. Надев специально сшитые для этого случая костюмы, все прятали свои лица под смешными масками. Скрывая и меняя внешность, люди хотя бы на этот краткий миг окунались в мир весёлой и радостной новой жизни.

И в городах, и в деревнях строились горки. Склоны заливались водой. Подле этих горок, по традиции, собиралось множество молодёжи. Парни катали девушек на санках, а счастливая детвора довольствовалась лубяными и рогожными «катушками». У подножия горки их ждала целая ватага встречающих со снежками. Царила шумная атмосфера, санки в итоге переворачивались, и все вместе дружно летели в снег. И это были не просто шутки и забавы ради лёгкого веселья. Ведь, согласно поверью, чем выше поднималась молодёжь на горки, тем больше уродится хлеба. А чем дольше и дальше будут катиться сани, тем более длинным вырастет лён. И, конечно же, чем более жарким будет веселье, тем быстрее растает снег.

Кульминация праздника происходила в среду–четверг, и носила название «широкая Масленица». В этот период созывали «гостей со всех волостей». Выездные сани, украшенные коврами и подушками с яркими наволочками, сами по себе уже имели впечатляющий вид. Ни в чём не уступали и вычищенные, с расчесанными гривами, кони в нарядной сбруе с медными бляшками и со звонкими колокольчиками под дугой. Наряжались и гости, которые затем ехали из селения в селение к своей родне. Каждый такой визит сопровождался специальными песнями.

Относительно хозяев существовало неписаное правило, которое гласило: «Что у вас есть в печи, то и на стол мечи». Столы застилами нарядными чистыми скатертями, на которые затем ставили блюда с пирогами. Сверху они накрывались полотенцами с красивой вышивкой. Осталось было только дождаться прихода гостей, и тогда уже начинался пир горой с последующими, любимыми всеми, катаниями. Не важно, что за улицы это были: городские, деревенские. Конники заполоняли на тот момент всё пространство: мужчины — наверху, а женщины — в санях. Так что пешему на Масленицу лучше было не показываться.

Пятница отличалась тем, что тогда проводились знаменитые «тещины вечерки», которые по-другому назывались «к тёще на блины». Молодожёны этого года в навещали отчий дом молодой жены. Так, что, по праву можно сказать, что Масленица — праздник молодожёнов, а также и период смотрин. В разных уголках Руси смотрины проходили по-разному. Для Вятской губернии было характерно то, что в домах потенциальных невест накрывали столы перед приходом гостей, когда те придут «смотреть молодку». В Екатеринбургской и Рязанской губерниях смотрины организовывали прямо на улице. Потенциальный муж располагался у ворот, а жена — напротив. В какой-то момент собравшиеся давали знак, после чего девушка должна была поклониться и поцеловать своего суженого.

Последний день Масленицы, носивший название «поцелуйный день» или же «прощеное воскресенье», был по-настоящему особенным. В этот день уходящей зимы, люди, угощая всех, кого только можно, и себя заодно, словно очищали свою душу, отпуская все обиды, что накопились за год. В каждом доме существовал обычай с самого утра в каждом доме детям просить прощения у родителей, а младшим — у старших. В знак полного перемирия все целовались. Далее обряд переходил к другим родственникам и хорошим знакомым, в другие дома. Попросить прощения могли даже случайные встречные. Ведь в Прощёное воскресенье русские люди становились как бы одной большой семьёй.

Проводы Масленицы отмечались столь же масштабно. В них участвовал народ любых возрастов — от мала до велика. Вполне естественно, что самым шумным и полным развлечениями и был этот самый последний день Масленицы. В каждой русской губернии Проводы Зимы отмечались по-разному.

Традиционными в это день стали соревнования в силе и ловкости, которые с успехом дошли и до наших времён. Они могли происходить в стиле борьбы «один на один» или же быть массовыми. В первом случае от снега специально расчищался круг. Боец, выходивший туда, вызывал желающих померяться силой. Соперника нужно было положить на обе лопатки или, как вариант, перекинуть через себя.

Многим кулачные бои знакомы только понаслышке, однако, их основные правила известны до сих пор: не при каких обстоятельствах не бить лежачего, а также не брать ничего в руки. Ведь «кулачки» — это, прежде всего, борьба по правилам, но никак не драка. Начиналось всё с детворы, когда одной улицей или же деревней, шли на другую. Когда преимущество одной стороны становилось очевидным, должны были вмешаться старшие ребята, а, в крайнем случае, и взрослые. Старикам отводилось следить за тем, чтобы все правила кулачных боёв неукоснительно соблюдались. Те, кто нарушил правила, к борьбе более не допускались.

Распространёнными в городах и деревнях были конные бега. Доходило до того, что в некоторых вариантах между собой состязались конные и пешие. Те, кто в беге не силён, пробовал себя в таком опасном, но очень захватывающем лазании по столбу, что вкопан в землю и полит водой до оледенения. Однако, в любом случае, вокруг столба собирались болельщики, которые служили своеобразной страховкой, и парни спокойно могли попробовать подняться вверх. Не слишком удачливого лазутчика награждали смехом, а победитель, добравшийся до верхушки столба, с полным правом получал законный приз.

Распространены в последний день Масленицы в крупных городах и сёлах были снежные постройки. Вход такого сооружения украшала арка из снежных глыб. Верх был украшен флажками или ледяными фигурами, а вечером могли зажигаться факелы. По направлению к крепости в Прощёное воскресенье двигался поражающий воображение масленичный поезд. Соорудить его стремились как можно более забавным и эффектным. Ветхую лодку или короб ставили на старые сани, а сверху сооружали помост. Праздничный поезд тащили, сплошь обвешанные мочалками, вениками, мочалами и запряжённые веревочной сбруей, «тощие клячи». Внутри поезда сидели почётные ряженые, в данном случае, царь и генералы. Их сопровождал зубоскал-насмешник. Естественно, что масленичный поезд сопровождался внушительной толпой зевак и ряженых рангом попроще. Кругом стоял шум, было очень многолюдно. По пути к заветной крепости многие шутили и острили, не забывая при этом перекидываться снежками, этим самым одновременно накаляя и разряжая праздничную обстановку.

Потом, как правило, происходило разделение, которое включало в себя пеших «защитников», а также конных «нападающих». Едва «царь» или «генерал» успевали подать знак, как всадники, разметая толпу, стремглав мчались, дабы прорваться сквозь поток снежных снарядов. Их целью было разгромить снежный город, разрубив в итоге его арку. Удалец-победитель под всеобщее ликование стаскивался с лошади, а потом принудительно купался в снегу.

Если говорить про чучело Масленицы, то изготавливалось оно далеко не везде, а, в основном, в средних и южных областях России. В Московской губернии надевали связку соломы в девичий сарафан. В Орловской и Калужской губерниях на соломенную куклу надевался женский костюм. В Псковской губернии это была овчинная шуба мехом кверху. Чучело с забавной намалёванной рожицей привязывали к длинной палке и носили или же возили целый день по улицам. Когда наступали сумерки, этот символ уходящей зимы топили, разрывали или же сжигали.

Впрочем, костры в воскресный вечер полыхали везде. Связано это было с тем, что «жгли Масленку». Такие кострища устраивали где-нибудь на окраине, за околицей. Их складывали буквально из всего: дрова, пучки соломы, дряхлые бочки и прочий ненужный хлам. Впрочем, Масленица всегда слыла обманщицей, которая раззадорит, повеселит, после чего полыхнет пламенем, а затем погаснет. Догорят костры, закончится и праздник. А детвора узнает только о том, что сгорело масло и молоко, а к Великому посту остался лишь редькин хвост.

Как уже говорилось, столь всеобъемлющий размах празднования Масленицы на Руси связан с тем, что до 1492 года Новый год отмечался 1 марта. Постепенно в соответствии с церковными традициями начало нового года с 1 сентября 1700 года переносится на 1 января. Однако определённые отголоски старинных традиций всё-таки сохраняются. Ярким примером служит живая новогодняя ёлочка, которую устанавливают и наряжают в доме. Но опять же, согласно старым русским традициям, ель с успехом можно заменить на более привычный для нас цветущий садовый саженец. Для этой цели отлично молодые вишенки, которые выращивали в бочках, раскрывающие свои бутоны точь-в-точь к 1 марта. Как никакое иное дерево, они радуют нас первыми ароматами весны.

Другое сходство между Масленицей и Новым годом — маскарады. Ведь второе названием Масленицы — русский карнавал, на который традиционно надевают различные забавные маски: коз, коней, медведей. Здесь наблюдается созвучие с зимними Святками, когда веселью предавались абсолютно все, невзирая на чин и возраст.

Масленичные обряды призваны своим весельем, катанием в снегах и огнём костров растопить, то есть, прогнать надоевшую зиму. Но о встрече весны, которую так ждали, звали и закликали, народ не забывал и во время поста. Для ускорения прилёта птиц существовал праздник, который так и назывался — Праздник Птиц, и отмечался 22 марта. Самых разнообразных птичек (голубков, уточек, жаворонков) вылепляли из теста, формировали крылышки и распускали хвостик. Из изюминок, конопляных семечек и сухой черёмухи делались глазки, а затем фигурки птичек сажались в печку. И совсем немного времени, на радость малышне, оттуда появлялись тёплые птички с аппетитной золотистой корочкой.

Но сама весна наступала, по мнению крестьян, в день Благовещенья. Это было 7 апреля или иначе 25 марта согласно старому стилю. Именно этот день служил своеобразным барометром, по которому можно было определить, какой именно будет летняя погода. Если день с утра до вечера был солнечным, то это означало, что урожай злаков будет невозможно богатым. Ясная погода есть признак преимущественно грозового лета. Дождь и сырость — предвестники грибного лета. О многом говорил и прилёт птиц. Если рано прилетали жаворонки, то весна ожидалась ранней. В случае прилёта грачей снег должен растаять приблизительно через месяц. Когда птицы вьют гнёзда на солнечной стороне, то это означает холодное лето. Когда весной наблюдается много паутины, то это однозначный признак жаркого лета.

Врядли и на Руси, и в современной России, не считая Нового года, существует такой, пусть, в последнее время, и не слишком масштабный, но бесконечно светлый, позитивный, радостный и истинно русский, праздник Масленицы. По сути своей он призывает к плодородию, но, главное, является счастливым предвестником наступающей весны.