Игры на развитие речи

Сиритори - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Сиритори — японский вариант игры в слова: игроки по очереди называют слова, каждое следующее слово должно начинаться с того же слога, на который окончилось предыдущее.
Называть можно только существительные. Слова не должны повторяться.

Где твой круг? - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: мел
Ведущий чертит два круга. В первый круг становятся те дети, в именах которых ударение падает на первый слог, во второй - те, в именах которых ударение на втором слоге. Ведущий предлагает подумать, как можно изменить имена, чтобы перейти во второй круг (Люда - Людмила, Галя - Галина, Гриша - Григорий и т. д.).

Загадка Петрушки - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: письмо от Петрушки
Ведущий читает письмо, которое получили учащиеся первого класса: "Дорогие дети! Я ваш друг, Петрушка, сейчас отдыхаю на даче, гуляю в лесу, собираю грибы. Много грибов приношу домой. Отгадайте, какие это грибы, если в их названиях есть звук (р) (рыжики, сыроежки, боровики), звук (с) (маслята, лисички) и т. д.

Жадный кот - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Выбирают ведущего. Он - кот. Кот садится в угол и говорит:
- Я ужасно жадный кот, всех мышей ловлю - и в рот.
Остальные дети - мышки. Они проходят мимо кота и шепчут:
- Тише, тише, кот все ближе.
Дети дважды произносят эти слова. С последними словами кот выскакивает и ловит мышей. Кто попался коту в лапы, называет слово с определенным звуком.

Найди свой квадрат - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: мел
Ведущий рисует вместе с детьми несколько квадратов на земле, сообщает, что в них "спрятались" имена детей. В первом квадрате находятся те из них, в которых есть звук (к). Предлагается подумать, кто из детей может встать в этот квадрат. Во втором квадрате - имена, в которых слышится звук (щ), и т. п.

Паровозик из Ромашково - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: картинка паровозика из Ромашково, вагончики к нему, которые прицепляются отдельно
На металлическую основу прикрепляется паровозик и несколько запасных вагончиков, сверху на доску прикрепляется слово, составленное из слогов. Дети читают его и помогают рассадить по вагончикам, т.е. делят слово на слоги и каждый слог прикрепляют над вагончиком, а затем считают - сколько потребовалось вагончиков.
Вагончики разного цвета, их можно использовать для выделения ударного слога. Также для выделения слога с мягкой согласной и с твердой. Например, слог «ма» надо посадить в синий вагончик, а слог «мя» в зеленый. Ударный слог можно посадить в красный вагончик и т.д.

Переезжаем на новую квартиру - игра для детей

Количество игроков: 6-9
Дополнительно: предметные картинки (парные): чашка— стакан, кружка — чашка, масленка — сахарница, чайник — кофейник, кастрюля — сковорода, платок — косынка, шапка шляпа, платье — сарафан, свитер — безрукавка, пальто - куртка, шуба — зимнее пальто, брюки — шорты, носки гольфы, чулки — носки, перчатки — варежки, туфли — босоножки, тапки — сандалии, ранец — портфель, люстра настольная лампа; коробочки для складывания картинок
Ведущий вручает каждому ребенку 2-3 пары картинок, например: чашка — стакан, платок — косынка, ранец — портфель. Рассказывает:

Определи первый звук в слове - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: карточки с предметными картинками по количеству детей. На каждой карточке 4 или 6 изображений (животные, птицы, предметы домашнего обихода и др.). У ведущего- кружки (для детей логопедических групп — карточки с буквами — по 4 на каждую букву). Предметные картинки на карточках:
а - автобус, аист, ананас, арбуз
у - удочка, усы, утка, утюг
и - иволга, иголка, индюк, иней
п - палатка, пила, платье, портфель
ц - цапля, циркуль, цифры, цыпленок
ч - чайник, часы, черемуха, черешня
к - карандаш, котенок, кузнечик, краски
х - халат, хлопок, хоккеист, хомяк
с - сено (тог), сирень, скворец, собака
з - замок, заяц, зонт, земляника
ж - желуди, жираф, жук, журавль
ш - шалаш, шиповник, шишка, шкаф
л - ласточка, лесенка, лыжи, лягушка

Кто это делает? - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: мяч
Ведущий, бросая мяч ребенку, называет глагол, а ребенок, возвращая мяч ведущему, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
Ведущий:
- Идет.
Дети:
- Человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога.
- Бежит (Человек, животное, ручей, время);
- Летит (Птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время, телеграмма);
- Плывет (Рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако).

Подскажи словечко - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ведущий, бросая мяч поочередно каждому ребенку, спрашивает:
— Ворона каркает, а сорока?
Ребенок, возвращая мяч ведущему, должен ответить:
— Сорока стрекочет.
Примеры вопросов:
— Сова летает, а кролик?
— Корова ест сено, а лиса?
— Крот роет норки, а сорока?
— Петух кукарекает, а курица?
— Лягушка квакает, а лошадь?
— У коровы теленок, а у овцы?
— У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

Составные слова - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Предложите ребенку составить слова по принципу:
Салат из морковки, капусты и яблок -> яблочно-морковно-капустный салат
Мальчик с рыжими волосами -> рыжеволосый мальчишка
Лопатка для копания в песке -> песко-копательная лопатка
Трубочка для надувания мыльных пузырей -> мыльно-пузырьно-надувательная трубочка.

Гребешок - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Возьмите несколько согласных букв. Придумайте слова, которые включали бы в себя все эти буквы. Буквы можно менять местами, добавлять к ним другие согласные.
Например, возьмем буквы "к", "л", "т". Составляем с ними слова: молоток, телескоп, тележка, толк, локоть, кольт и так далее.
Конечно, длинные слова с выбранными буквами придумывать легче, чем короткие. Поэтому рекомендуем новичкам начинать с больших слов и постепенно переходить на слова, которые включают в себя только выбранные согласные.

Составляем предложения по алфавиту - игра для детей

Количество игроков: не менее двух
Дополнительно: нет
Первый игрок составляет предложение, начальное слово в котором начинается с буквы «А». Второй игрок придумывает предложение с первым словом на букву «Б», третий игрок - на букву «В» и т.д.

Что снаружи, что внутри? - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Взрослый называет пару предметов, а ребенок говорит, что может быть снаружи, а что - внутри. Дом - шкаф; книга - шкаф; сумка - кошелек; кошелек-деньги; кастрюля - каша; аквариум - рыбы; будка - собака; нора - лиса.
Затем поменяйтесь ролями - пусть ребенок загадывает пары слов.

Придумываем рассказ - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Взрослый читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. За основу можно взять рассказы Сутеева, Бианки.
Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала... (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно... (что делала?). Кошка поймала в саду... (кого?). Шерсть у кошки... (какая?), когти… (какие?). Кошка лежала с котятами... (где?). Котята играли мячиком... (как?).

Он-она-оно-они - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ведущий называет существительное, а ребенок должен ответить местоимением.
Машина – она;
Потолок – он;
Ножницы- они;
Небо – оно.
и т.д.Можно поиграть перед сном, когда малыш уже в кроватке.

Назови предмет по функции - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Понимание того, что все предметы и вещи нужны нам из-за их функций составляет основу так называемого "функционального подхода" в ТРИЗ.
Попробуйте вместе с ребенком называть предметы одним словом по той функции, которые они выполняют.
Лопатка - "копалка"; стул - "сиделка"; телевизор - "смотрелка"; карандаш - "писалка"; вентилятор- "дулка"; холодильник - "холодилка" и т.п. Помимо того, что игра полезная она еще и довольно веселая!

Игра в фамилии - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Придумайте ребенку (себе или кому-то еще) прозвища, по типу фамилии в зависимости от того, что он делал (что ел, во что играл) сегодня.
Пусть малыш будет "Машинкин", потому что играл весь день с машинкой. "Колбаскин", потому что ел колбаску. А папа пусть будет "Смотрелкин" или "Лежалкин", потому что лежал у телевизора, бабушка "Вязалкина".
Скорее всего игра развеселит ребенка и он с удовольствием придумает множество других прозвищ-фамилий для себяи всех окружающих.

Чьи хвосты, рога и ноги? - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Попросите ребенка ответить на вопросы со словом "чей?, чья? чьё? чьи?". Если ребенок говорит неправильно, просто повторите правильный вариант не заостряя на этом внимание.
Чей хвост у...
- белки? (беличий)
- собаки? (собачий)
- лисы? (лисий)
- воробья? (воробьиный)
- петуха? (петушиный)
Чьи уши у...
- медведя? (медвежьи)
- обезьяны (обезьяньи)
- кошки (кошачьи)
- козы (козьи)
- лошади (лошадиные)
Чья нога у....? Чьи рога у ....? Чьё сердце у...? и т.д.

Отгадай-ка - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: камешек
Можно играть как с группой, так и с одним ребенком. Задание состоит в том, что ребенка просят по памяти выразительно описать какой-либо из находящихся в комнате предметов так, чтобы партнеры угадали. При этом нельзя смотреть на этот предмет и называть его.
После того как ведущий объяснил правила игры, а дети подготовились к ней и выбрали предмет, водящий дает в руки любому играющему камешек как приглашение к рассказу. Получивший камешек рассказывает о загаданном предмете. Когда загадка отгадана, ее автор передает камешек в руки следующему.

Утро, день, вечер, ночь - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: мяч
Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, закрепление названий частей суток, их последовательности; развитие внимания, ловкости.
Перебрасывая мяч различными способами (с ударами мяча об пол, перекатывание, передача мяча по кругу), дети отвечают на вопросы ведущего и рассказывают, что они делали утром, днем, что будут делать вечером, ночью.
Примерные вопросы:
• Что ты делал утром?
• Что ты делал вечером?
• Назови «соседей» утра.
• Сначала вечер, а потом?

Лови, бросай, дни недели называй - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: мяч
Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.
Дети становятся в круг. Ведущий, бросая мяч кому-нибудь из детей, может начать с любого дня недели:
- Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда...
Дети по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели. Усложнение. Дети и логопед встают в круг. Логопед называет дни недели, на каждое слово хлопая мячом об пол:
- Понедельник. Вторник...
Вместо следующего дня недели логопед называет имя ребенка:

Кто вы мне и кто вам я, если вы — моя семья? - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Эта игра обучает детей родственным отношениям, употреблять слова, обозначающие родство и родственников.
Ведущий, бросая мяч ребенку, задает вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить. Примерные вопросы:
• Кем ты доводишься маме и папе?• Кто ты для бабушки и дедушки?
• У тебя сестра или брат?
• Назови двоюродных братьев и сестер.
• Кем являются для тебя родители твоих двоюродных братьев и сестер?
• А ты кто для них?

Скажи в рифму - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Игроки садятся в круг. Первый игрок говорит слово, его сосед справа должен назвать рифму к этому слову. Затем он же называет следующее слово, а его сосед справа называет рифму к этому слову и т.д. Выбывает тот игрок, который не смог назвать рифму.

Составляем предложения по алфавиту - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Первый игрок составляет предложение, начальное слово в котором начинается с буквы «А». Второй игрок придумывает предложение с первым словом на букву «Б», третий игрок - на букву «В» и т.д.

Составь предложение с этими предлогами - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: бумага, ручки, два игральных кубика, фишки
На листе плотной бумаги чертим прямоугольник 20 на 15 см, делим его на 12 клеток (5 на 5 см). Клетки пронумеровываем в произвольном порядке. На клетке номер 1 пишем: «Составь предложение с этими предлогами». В остальные клетки вписываем предлоги: в, под, над, в, на, из-под, по, к, у, из-за, через.
Игра проходит следующим образом: первый игрок бросает кубики и смотрит на клетку с цифрой, равной выпавшему на кубиках значению. Игрок должен составить предложение с предлогом, находящимся на выпавшей клетке. После того, как клетка игрового поля была использована, ее накрывают фишкой (пуговкой, монеткой).

Сочини сказку о предмете - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Эта игра позволит развить речь играющих, пополнит словарный запас.
Ведущий или игроки выбирают любой предмет и пытаются сочинить вместе сказку о приключениях данного предмета. Можно сочинять сказку всем вместе, а можно по предложениям: первое предложение сочиняет первый игрок, второе - второй и так далее.

Кому что нужно - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Взрослый называет человека или животное, а ребенок в ответ называет, какой предмет (или предметы - можно поставить условие - до тех или до пяти предметов) ему может понадобиться.
парикмахер - ножницы, расческа,
почтальон - сумка,
учитель - указка, учебники,продавец - весы, касса,
муравей - палочки, листики,
пчела - пыльца, нектар,
птица - веточки, пух (для гнезда), и так далее.
Уровень сложности заданий определяется уровнем знаний ребенка.

Интервью - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Игра направлена на то, чтобы обучить ребенка давать четкие развернутые ответы и строить правильные диалоги. С ее помощью можно научить малыша формулировать вопросы, выражая в них главную мысль.
Проводить игру можно с ребенком в возрасте от 4 лет. Взрослый должен быть известным человеком (врачом, писателем, музыкантом, актером), а ребенок - журналистом, который берет у него интервью. Перед началом игры следует вместе с малышом подготовить список вопросов. У ребенка следует спросить, что интересует именно его?

Пятерки - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: бумага, ручки
Игроки берут листы бумаги. Ведущий предлагает написать им на листах бумаги слово из пяти букв (каждый участник выбирает любое слово). Это слово пишут по вертикали, первая буква одинаковая. Например:
Банан
А
Н
А
Н

Кто больше придумает - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Игроки придумывают предложения со словами, которые называет ведущий. Не повторять того, что уже сказали товарищи. Те, кто правильно придумает, получает фишку.
Например, ведущий говорит: "Весеннее солнце очень греет", "От весеннего солнышка бегут ручейки", "Весеннее
солнце светит ясно, нагревает землю". Затем ведущий говорит: Весенние цветы", "Весенние птицы", "Зеленая трава". Можно придумывать про остальные времена года.
Выигрывает тот, у кого будет наибольшее количество фишек.

Охотник - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Игру проводят во время прогулки. На небольшом расстоянии от игроков проведена черта. Это "лес". "Охотник" - один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: "Я иду в лес на охоту, буду охотиться на ...". Он делает шаг вперед и говорит: "Зайца". Делая второй шаг, произносит: "Медведя". И так при каждом шаге "охотник" называет какого - нибудь зверя.

Палочка, остановись - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: палочка
Игроки становятся в круг, ведущий - в центр. Игра проходит в виде эстафеты: дети называют слова и одновременно передают палочку по кругу. О том, на какую тему будут слова, договариваются заранее: "О чем будем рассказывать?" - "О зиме".
Ведущий предлагает подобрать вначале слова о погоде и дает палочку одному из ребят; тот называет первое слово (морозная) и передает палочку следующему участнику игры и т. д. Таким образом дети подбирают много слов (ветреная, холодная, снежная и т. п.).

Любопытный - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ведущий (он же «любопытный») обращается ко всем играющим поочередно с вопросами: кто? с кем? зачем? откуда и
т. д. Играющие должны давать ему ответы с любой заданной буквы.
Например, объявлено, что надо отвечать только с буквы «П»: «Кто? — Путник. — Когда? — Позавчера. — С кем? — С попугаем. — Откуда? — С палубы».
Тот, кто ответит на вопрос не с той буквы или замешкается, отдает свой фант.

Телеграф - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нарезанные полоски бумаги и ручка
игра на развитие фонематического слуха. Вы даете телеграмму: "Слоненок заболел". Юный телеграфист выкладывает столько полосок, сколько слов в предложении. А затем на каждой полоске рисует столько кружков, сколько слогов в слове.
Телеграмма "слоненок заболел" будет выглядеть так: две бумажные полоски с тремя кружочками на каждой.
Затем количество слов в предложении увеличивается.

Какой предмет? - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Игроки делятся на команды. Ведущий называет какой-нибудь предмет, а участники команд по очереди называют его признаки.
Например: лес — большой, дремучий, чистый, березовый, еловый, красивый, чахлый, грибной, далекий, близкий, зеленый и т.д.
Проигрывает та команда, которая не смогла назвать признак.

Кто что делает - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ведущий начинает фразу, игроки заканчивают.
Начало может быть таким:
Солнышко - светит, сияет, греет, а еще….
Чайник - свистит, кипит, …
Машина - едет, гудит, светит, …
Снег - идет, тает, …
Кошка - бегает, ходит, пьет, спит, …
Или много предметов на одно действие:
Светит - солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …
Едет - машина, поезд, велосипед, …
Тает - мороженое, лед, …

Писатель - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: карточки с названиями газетных статей
Участникам предлагается составить рассказ из названий газетных статей, вырезанных и закрепленных на карточке.

Сравни предметы - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: любые игрушки
Перед ребенком ставятся две игрушки. Он должен сначала сказать, чем они похожи, а затем — чем отличаются друг от друга. Например, мишка и зайчик похожи тем, что они пушистые, у них есть лапки, глазки, ушки. А отличаются они тем, что мишка — большой, а зайчик — маленький, мишка — коричневый, а зайчик — белый и т.п.

Полслова за вами - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: мяч
Играющие становятся по кругу. В центре его — ведущий с мячом в руках. Ведущий бросает мяч любому участнику игры и громко говорит часть какого-либо слова (имя существительное). Играющий, которому брошен мяч, должен поймать его и немедленно закончить слово.
Тот, кто замешкался и не поймал мяч или не закончил слово, поднимет руку вверх и стоит так до тех пор, пока ведущий не бросит ему мяч вторично.

Подвижный алфавит - игра для детей

Количество игроков: как можно больше
Дополнительно: карточки с буквами
Играющие делятся на две команды. Каждая команда выделяет своих представителей для испытаний. Ведущий раз¬дает каждому представителю написанные буквы. Пример: раздаются буквы «у», «т», «а», «к», «н», «ш», можно и другие. Затем ведущий предлагает: водоплавающая птица.
Представители команд должны быстро построиться таким образом, чтобы все играющие смогли прочесть по буквам в их руках слово «утка». Затем задаются еще вопросы. Выигрывает та команда, которая наберет больше очков.

Замена букв - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ведущий пишет на доске или показывает заранее написанные на бумаге, или раздает отпечатанные на машинке слова:
1. Гора.
2. Пол.
3. Бот.
4. Бой.
5. Мина.
6. Трап.
7. Пост.
8. Шапка.
9. Порт.
10. Кок.
Затем ведущий объясняет, что, меняя только первую букву приведенных слов, надо составить из каждого слова три новых слова. Кто сделает это правильно и быстро, получает зачет в общей игре или приз.

Слова на букву С - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: бумага, ручка
Ведущий показывает лист бумаги на котором столбиком написано десять слов
1. Цветок
2. Овощ
3. Фрукт
4. Зверь
5. Птица
6. Рыба
7. Дерева
8. Ягода
9. Река
10. Город
Затем он называет одну из букв алфавита, после чего участник игры должен быстро дать ответ на каждое заданное слово в виде нового слова, начинающегося с названной ведущим буквы.
Пример: буква «с» - тогда можно ответить следующим образом:
1. Цветок - сирень
2. Овощ - свекла
3. Фрукт - слива
4. Зверь - слон
5. Птица - сокол
6. Рыба - сом
7. Дерево - сосна
8. Ягода - смородина
9. Река - Сыр-Дарья
10. Город – Смоленск

Мед едят пчелки … - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Расскажите своему ребенку стишок:
Мед едят пчелки, травку - коровы.
“Ешьте как следует, будьте здоровы,
Это так вкусно!” - скажем им мы
А мы с тобой что на завтрак съедим?
Поговорите о том, что вы едите на завтрак. Повторите стишок, начав его с имени ребенка. Придумайте что-нибудь еще в том же духе.
Гренки ест ____ (имя ребенка)
Травку - коровы … и т.д.

Ужимка мужика - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Задание первое:
из одного слова составьте цепочку из трех - четырех слов - анаграмм.
Такса (ещё два слова),накал ( ещё два слова), накал (ещё два слова), аскет( три слова).
Второе задание:
найти весёлые, забавные сочетания слов: ужимка мужика; Зинина низина; волокита китолова; улыбка балыку.
Можно использовать для веселых парных сочетаний такие слова: запонка, апостол, обтирка, палати, кончина, чтобы получились забавные пары типа фиалка, калифа, мошкара, кошмара, ужимка мужика.