Игры на развитие речи

Сиритори - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Сиритори — японский вариант игры в слова: игроки по очереди называют слова, каждое следующее слово должно начинаться с того же слога, на который окончилось предыдущее.
Называть можно только существительные. Слова не должны повторяться.

Где твой круг? - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: мел
Ведущий чертит два круга. В первый круг становятся те дети, в именах которых ударение падает на первый слог, во второй - те, в именах которых ударение на втором слоге. Ведущий предлагает подумать, как можно изменить имена, чтобы перейти во второй круг (Люда - Людмила, Галя - Галина, Гриша - Григорий и т. д.).

Загадка Петрушки - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: письмо от Петрушки
Ведущий читает письмо, которое получили учащиеся первого класса: "Дорогие дети! Я ваш друг, Петрушка, сейчас отдыхаю на даче, гуляю в лесу, собираю грибы. Много грибов приношу домой. Отгадайте, какие это грибы, если в их названиях есть звук (р) (рыжики, сыроежки, боровики), звук (с) (маслята, лисички) и т. д.

Жадный кот - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Выбирают ведущего. Он - кот. Кот садится в угол и говорит:
- Я ужасно жадный кот, всех мышей ловлю - и в рот.
Остальные дети - мышки. Они проходят мимо кота и шепчут:
- Тише, тише, кот все ближе.
Дети дважды произносят эти слова. С последними словами кот выскакивает и ловит мышей. Кто попался коту в лапы, называет слово с определенным звуком.

Найди свой квадрат - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: мел
Ведущий рисует вместе с детьми несколько квадратов на земле, сообщает, что в них "спрятались" имена детей. В первом квадрате находятся те из них, в которых есть звук (к). Предлагается подумать, кто из детей может встать в этот квадрат. Во втором квадрате - имена, в которых слышится звук (щ), и т. п.

Паровозик из Ромашково - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: картинка паровозика из Ромашково, вагончики к нему, которые прицепляются отдельно
На металлическую основу прикрепляется паровозик и несколько запасных вагончиков, сверху на доску прикрепляется слово, составленное из слогов. Дети читают его и помогают рассадить по вагончикам, т.е. делят слово на слоги и каждый слог прикрепляют над вагончиком, а затем считают - сколько потребовалось вагончиков.
Вагончики разного цвета, их можно использовать для выделения ударного слога. Также для выделения слога с мягкой согласной и с твердой. Например, слог «ма» надо посадить в синий вагончик, а слог «мя» в зеленый. Ударный слог можно посадить в красный вагончик и т.д.

Переезжаем на новую квартиру - игра для детей

Количество игроков: 6-9
Дополнительно: предметные картинки (парные): чашка— стакан, кружка — чашка, масленка — сахарница, чайник — кофейник, кастрюля — сковорода, платок — косынка, шапка шляпа, платье — сарафан, свитер — безрукавка, пальто - куртка, шуба — зимнее пальто, брюки — шорты, носки гольфы, чулки — носки, перчатки — варежки, туфли — босоножки, тапки — сандалии, ранец — портфель, люстра настольная лампа; коробочки для складывания картинок
Ведущий вручает каждому ребенку 2-3 пары картинок, например: чашка — стакан, платок — косынка, ранец — портфель. Рассказывает:

Определи первый звук в слове - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: карточки с предметными картинками по количеству детей. На каждой карточке 4 или 6 изображений (животные, птицы, предметы домашнего обихода и др.). У ведущего- кружки (для детей логопедических групп — карточки с буквами — по 4 на каждую букву). Предметные картинки на карточках:
а - автобус, аист, ананас, арбуз
у - удочка, усы, утка, утюг
и - иволга, иголка, индюк, иней
п - палатка, пила, платье, портфель
ц - цапля, циркуль, цифры, цыпленок
ч - чайник, часы, черемуха, черешня
к - карандаш, котенок, кузнечик, краски
х - халат, хлопок, хоккеист, хомяк
с - сено (тог), сирень, скворец, собака
з - замок, заяц, зонт, земляника
ж - желуди, жираф, жук, журавль
ш - шалаш, шиповник, шишка, шкаф
л - ласточка, лесенка, лыжи, лягушка

Кто это делает? - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: мяч
Ведущий, бросая мяч ребенку, называет глагол, а ребенок, возвращая мяч ведущему, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
Ведущий:
- Идет.
Дети:
- Человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога.
- Бежит (Человек, животное, ручей, время);
- Летит (Птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время, телеграмма);
- Плывет (Рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако).

Подскажи словечко - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ведущий, бросая мяч поочередно каждому ребенку, спрашивает:
— Ворона каркает, а сорока?
Ребенок, возвращая мяч ведущему, должен ответить:
— Сорока стрекочет.
Примеры вопросов:
— Сова летает, а кролик?
— Корова ест сено, а лиса?
— Крот роет норки, а сорока?
— Петух кукарекает, а курица?
— Лягушка квакает, а лошадь?
— У коровы теленок, а у овцы?
— У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

Составные слова - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Предложите ребенку составить слова по принципу:
Салат из морковки, капусты и яблок -> яблочно-морковно-капустный салат
Мальчик с рыжими волосами -> рыжеволосый мальчишка
Лопатка для копания в песке -> песко-копательная лопатка
Трубочка для надувания мыльных пузырей -> мыльно-пузырьно-надувательная трубочка.

Гребешок - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Возьмите несколько согласных букв. Придумайте слова, которые включали бы в себя все эти буквы. Буквы можно менять местами, добавлять к ним другие согласные.
Например, возьмем буквы "к", "л", "т". Составляем с ними слова: молоток, телескоп, тележка, толк, локоть, кольт и так далее.
Конечно, длинные слова с выбранными буквами придумывать легче, чем короткие. Поэтому рекомендуем новичкам начинать с больших слов и постепенно переходить на слова, которые включают в себя только выбранные согласные.

Составляем предложения по алфавиту - игра для детей

Количество игроков: не менее двух
Дополнительно: нет
Первый игрок составляет предложение, начальное слово в котором начинается с буквы «А». Второй игрок придумывает предложение с первым словом на букву «Б», третий игрок - на букву «В» и т.д.

Что снаружи, что внутри? - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Взрослый называет пару предметов, а ребенок говорит, что может быть снаружи, а что - внутри. Дом - шкаф; книга - шкаф; сумка - кошелек; кошелек-деньги; кастрюля - каша; аквариум - рыбы; будка - собака; нора - лиса.
Затем поменяйтесь ролями - пусть ребенок загадывает пары слов.

Придумываем рассказ - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Взрослый читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. За основу можно взять рассказы Сутеева, Бианки.
Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала... (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно... (что делала?). Кошка поймала в саду... (кого?). Шерсть у кошки... (какая?), когти… (какие?). Кошка лежала с котятами... (где?). Котята играли мячиком... (как?).

Он-она-оно-они - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ведущий называет существительное, а ребенок должен ответить местоимением.
Машина – она;
Потолок – он;
Ножницы- они;
Небо – оно.
и т.д.Можно поиграть перед сном, когда малыш уже в кроватке.

Назови предмет по функции - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Понимание того, что все предметы и вещи нужны нам из-за их функций составляет основу так называемого "функционального подхода" в ТРИЗ.
Попробуйте вместе с ребенком называть предметы одним словом по той функции, которые они выполняют.
Лопатка - "копалка"; стул - "сиделка"; телевизор - "смотрелка"; карандаш - "писалка"; вентилятор- "дулка"; холодильник - "холодилка" и т.п. Помимо того, что игра полезная она еще и довольно веселая!

Игра в фамилии - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Придумайте ребенку (себе или кому-то еще) прозвища, по типу фамилии в зависимости от того, что он делал (что ел, во что играл) сегодня.
Пусть малыш будет "Машинкин", потому что играл весь день с машинкой. "Колбаскин", потому что ел колбаску. А папа пусть будет "Смотрелкин" или "Лежалкин", потому что лежал у телевизора, бабушка "Вязалкина".
Скорее всего игра развеселит ребенка и он с удовольствием придумает множество других прозвищ-фамилий для себяи всех окружающих.

Чьи хвосты, рога и ноги? - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Попросите ребенка ответить на вопросы со словом "чей?, чья? чьё? чьи?". Если ребенок говорит неправильно, просто повторите правильный вариант не заостряя на этом внимание.
Чей хвост у...
- белки? (беличий)
- собаки? (собачий)
- лисы? (лисий)
- воробья? (воробьиный)
- петуха? (петушиный)
Чьи уши у...
- медведя? (медвежьи)
- обезьяны (обезьяньи)
- кошки (кошачьи)
- козы (козьи)
- лошади (лошадиные)
Чья нога у....? Чьи рога у ....? Чьё сердце у...? и т.д.

Отгадай-ка - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: камешек
Можно играть как с группой, так и с одним ребенком. Задание состоит в том, что ребенка просят по памяти выразительно описать какой-либо из находящихся в комнате предметов так, чтобы партнеры угадали. При этом нельзя смотреть на этот предмет и называть его.
После того как ведущий объяснил правила игры, а дети подготовились к ней и выбрали предмет, водящий дает в руки любому играющему камешек как приглашение к рассказу. Получивший камешек рассказывает о загаданном предмете. Когда загадка отгадана, ее автор передает камешек в руки следующему.

Утро, день, вечер, ночь - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: мяч
Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, закрепление названий частей суток, их последовательности; развитие внимания, ловкости.
Перебрасывая мяч различными способами (с ударами мяча об пол, перекатывание, передача мяча по кругу), дети отвечают на вопросы ведущего и рассказывают, что они делали утром, днем, что будут делать вечером, ночью.
Примерные вопросы:
• Что ты делал утром?
• Что ты делал вечером?
• Назови «соседей» утра.
• Сначала вечер, а потом?

Лови, бросай, дни недели называй - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: мяч
Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.
Дети становятся в круг. Ведущий, бросая мяч кому-нибудь из детей, может начать с любого дня недели:
- Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда...
Дети по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели. Усложнение. Дети и логопед встают в круг. Логопед называет дни недели, на каждое слово хлопая мячом об пол:
- Понедельник. Вторник...
Вместо следующего дня недели логопед называет имя ребенка:

Кто вы мне и кто вам я, если вы — моя семья? - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Эта игра обучает детей родственным отношениям, употреблять слова, обозначающие родство и родственников.
Ведущий, бросая мяч ребенку, задает вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить. Примерные вопросы:
• Кем ты доводишься маме и папе?• Кто ты для бабушки и дедушки?
• У тебя сестра или брат?
• Назови двоюродных братьев и сестер.
• Кем являются для тебя родители твоих двоюродных братьев и сестер?
• А ты кто для них?

Скажи в рифму - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Игроки садятся в круг. Первый игрок говорит слово, его сосед справа должен назвать рифму к этому слову. Затем он же называет следующее слово, а его сосед справа называет рифму к этому слову и т.д. Выбывает тот игрок, который не смог назвать рифму.

Составляем предложения по алфавиту - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Первый игрок составляет предложение, начальное слово в котором начинается с буквы «А». Второй игрок придумывает предложение с первым словом на букву «Б», третий игрок - на букву «В» и т.д.