Психологические игры

Кто это - психологическая игра (конкурс)

Количество игроков: любое
Дополнительно: бумага, ручки

После нескольких молодежных встреч можно проверить насколько ребята узнали друг друга. Раздайте каждому листок бумаги и попросите каждого написать о себе 4 вещи, о которых немногие знают. Например:

- У меня есть собака и попугай.

- Я люблю играть в шахматы.

- Я очень хочу купить компьютер.

- Я собираюсь стать агрономом.

Лгун - психологическая игра для взрослых

Количество игроков: 5-8 человек
Дополнительно: бланки с вопросами, ручки

Эта игра тоже поможет вам лучше узнать друг друга. Подготовьте бланки в количестве, равном числу игроков. Бланки должны содержать примерно такие вопросы:

- Самое далеко место, где мне удалось побывать, это - ...

- В детстве мне запрещали делать ..., а я все равно делал.

- Мое хобби - ...

- Когда я был маленький, я мечтал стать ...

- Самое большое достижение в моей жизни это - ...

- У меня есть одна плохая привычка - ...

Листочки с этими вопросами раздаются каждому игроку, и каждый должен заполнить их, отвечая правдиво на все вопросы, кроме одного. Т.е. один ответ будет неправильным, ложным.

Прыжок без парашюта - психологическая игра

Количество игроков: девять
Дополнительно: стул

Для этой игры четыре пары участников становятся с одной стороны стула лицом друг к другу, скрестив руки так, как это рекомендуется делать при переноске раненых. Спиной к ним на стул становится ещё один игрок, который будет "прыгающим". Он становится на край стула и падает назад как восковая палочка. Стоящие сзади со скрещенными руками 8 человек ловят его.

Острота ощущений и успех того, что товарищ пойман, захватывают и увлекают. Боязнь того, что их товарищ может удариться, заставляет крепко держаться друг за друга.

5 шагов - психологическая игра

Количество игроков: любое
Дополнительно: доска и мел или ручки и бумага

Ведущий предлагает группе определить какую-либо интересную профессиональную цель, например, поступить в какое-то учебное заведение, оформиться на интересную работу, а может даже — совершить в перспективе что-то выдающееся на работе. Эта цель, так как ее сформулирова­ла группа, выписывается на доске (или на листочке).

Ведущий предлагает группе определить, что за вооб­ражаемый человек должен достичь эту цель. Участники должны назвать его основные (воображаемые) характери­стики последующим позициям: пол, возраст (желательно, чтобы этот человек был сверстником играющих), успевае­мость в школе, материальное положение и социальный ста­тус родителей и близких людей. Это все также кратко выписывается на доске.

Психологическая игра для выявления лидера

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет

Для этого участники делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Ведущий предлагает условия: "Сейчас команды будут выполняться после того, как я скомандую "Начали!". Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание". Таким образом, создается дух соревнования.

Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. "Начали!"

Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся к лидерству.

Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чем, не договариваясь, быстро встали пол-команды. "Начали!"

Поиск выгоды - психологическая игра для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет

Участники делятся на 2-3 группы. Каждая группа выбирает профессию из числа предлагаемых в ходе знакомства с информационными профессиограммами (профессия должна быть из числа востребованных на современном рынке труда вашего города). Далее каждой группе дается задание пред­ставить себя в ней, свои возможности, условия работы, трудовой коллектив, пер­спективы, выгоды и т.д.

После того, как все представили себе кто, кем, где и как трудится, участ­никам предлагается придумать и указать: какие потребности (физические, в безо­пасности, социальные, эгоистические, самоактуализации) каждый участник мо­жет удовлетворить в выбранной профессии?

Потребность:

— каким способом удовлетворяется?

Поступь профессионала - психологическая игра

Количество игроков: от 6—8 до 15—20 чело­век
Дополнительно: бумага, ручки

Ведущий предлагает всем рассчитаться по порядку номеров.

Каждый достает листочек бумаги и проставляет на нем в столбик столько номеров, сколько оказалось участников игры.

Звездный час - психологическая игра

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет

Участники рассаживаются в круг и совместно опреде­ляют, какой профессиональный стереотип (или социаль­ный стереотип) они будут обсуждать. К примеру , все сошлись на профессиональном стереотипе типичного “бар­мена”.

Далее ведущий даст участникам следующее задание: “Сейчас каждый из нас попробует представить, какие самые приятные, радостные минуты в жизни типичного бармена (у каждого может быть свое собственное представление об этом). Далее все мы по очереди кратко выскажем свои пред­положения, после чего обсудим, чьи же представления ока­зались наиболее реалистичны, т.е. в наибольшей степени соответствуют "счастью" большинства барменов...”.

Призвание - психологическая игра для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет

Тренер предлагает участникам подумать над понятием «призвание». Что это такое? Как призвание может быть проявлено в жизни человека? Как найти свое призвание? Что (или кто) человека может «призывать»?

Далее тренер предлагает визуализировать образ того, что каждого участ­ника «призывает». Где это находится? На что (на кого) похоже? Какое это время года? Время дня? Какие слышны звуки? Запахи? Что каждый участник чувству­ет? Видит? Слышит? Ощущает? Предчувствует?

Подарок - психологическая игра

Количество игроков: от 6—8 до 15—20
Дополнительно: нет

Инструкция: “Представьте, что у нас есть общий друг (далее мы уточним, что это за друг), который пригласил нас всех на свой день рождения. Отказаться и не пойти никак нельзя. В течение 30 секунд каждый должен придумать, какой он сделает подарок своему другу. При этом важно выполнить три условия:

1 — подарок должен содержать на­мек на его профессию (далее мы уточним, что это за про­фессия);

2—подарок должен быть "с изюминкой", т.е. быть веселым, необычным (предполагается, что л друг — это человек с юмором, который может даже обидеться, если ему подарят что-то обычное, т.е. как бы "откупятся" от него);

Спящий город - психологическая игра

Количество игроков: 12—15 че­ловек
Дополнительно: нет

Общая инструкция: “В некотором городе (лучше сказать: "примерно в таком городе, как ваш...") некоторые злые силы околдовали всех жителей, превратив их в вялых, почти спящих существ. Чтобы разбудить людей необходимо как-то зажечь в них искру жизни. Для этого необходимо предложить жителям простые и понятные, но при этом реалистичные программы улучшения их жизни. По условию игры, наша группа должна в течение какого-то времени разработать такие программы по следующим направ­лениям:

1 — порядок и спокойствие в городе, снижение чис­ла преступлении и правонарушений (юридические аспекты);

2—более совершенное управление городом (мэрская власть, управление);

Кто есть кто - психологическая игра для взрослых

Количество игроков: от 6-8 до 12-15 человек
Дополнительно: нет

Инструкция: "Сейчас я буду называть профессии, каж­дый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно должны показать рукой (или ручкой) на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии)".

Еще перед началом самой игры ведущий может спросить у участников группы, какие профессии для них наиболее интересны и выписать эти профессии (примерно 10-15 штук) на доске, называя впоследствии профессии из этого перечня.

Профессия на букву - психологическая игра для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет

Общая инструкция: “Сейчас будет названа какая-то буква. Наша задача — показать, что мы знаем немало про­фессий, начинающихся с этой буквы, т.е. показать, на­сколько мы знаем мир профессий. Каждый по кругу будет называть по одной профессии на данную букву”.

Цепочка профессий - психологическая игра для взрослых

Количество игроков: от 6—8 до 15—20
Дополнительно: нет

Проводить упражнение лучше в круге. Время проведения от 7—10 до 15 минут. Инструкция: “Сейчас мы по кругу выстроим "цепочку профессий". Я назову первую профессию, например, ме­таллург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет про­фессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, на­пример, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высо­кими температурами, с печами. Определяя сходство между разными профессиями, можно вспомнить схему анализа профессии, например, сходство по условиям труда, по сред­ствам и т.д. (ем. раздел 6. Угадай профессию, где представ­лена схема анализа профессий)”.

Самая-самая - психологическая игра для взрослых

Количество игроков: от 6—8 до 10— 15
Дополнительно: нет

Инструкция: “Сейчас вам будут предлагаться некото­рые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по ва­шему, в наибольшей степени данной характеристике под­ходят. К примеру, характеристика — самая денежная профессия, — какие профессии являются самыми-самыми денежными?..”.

Ведущий называет первую характеристику, а участни­ки сразу же по очереди (по кругу) предлагают свои вариан­ты. Если у кого-то возникают сомнения, что названа самая-самая (или близкая к самой-самой), то можно зада­вать уточняющие вопросы.

Далее называется следующая характеристика и т.д. Всего таких характеристик должно быть не более 5—7.

Суд над безработным - психологическая игра для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет

Цель игры – помочь участникам выработать конструктивное отношение к безработице, создать условия для активного поиска выхода из негативной ситуации, а также создать предпосылки для формирования адекватной самооценки.

Тема дискуссионного обсуждения – Успех.

Группе предлагается обсудить:

- что такое «успех»?

- что такое «успех» для человека, потерявшего работу?;

- можно ли считать успешным пройденный трудовой путь, если в настоящее время человек остался без работы?

- является ли преградой для человека на пути к успеху его состояние безработного?

- связано ли ощущение собственной неуспешности с утратой профессиональной значимости?;

- что мешает безработному человеку быть успешным в жизни?;

- и т.д.

Ловушки-капканчики - психологическая игра для взрослых

Количество игроков: от 6—8 до 12—15
Дополнительно: нет

Совместно с группой определяется конкретная про­фессиональная цель (поступление в конкретное учебное заведение; окончание данного заведения, оформление на конкретное место работы или конкретное профессиональ­ное достижение, включая построение карьеры и получение наград, премий и прочего...).

Сотворение мира - психологическая игра

Количество игроков: любое
Дополнительно: лист ватмана, ножницы, клей, цветные фломастеры

1. После того, как «мир сотворен», тренер разрезает лист ватмана на количе­ство частей, равное количеству работающих подгрупп. Далее тасует и путает разрезанные части, после чего раздает каждой подгруппе по одной части «сотворенного мира» со следующим заданием:

— описать доставшуюся часть созданного мира;

— дать всему необходимые названия;

— подчеркнуть характерные особенности;

— государственный строй;

— сферы деятельности;

— предметы импорта и экспорта;

—приблизительная численность населения;

— чем население занимается, наиболее востребованные профессии;

— есть ли безработица, перспективы развития рынка труда;

Один день из жизни - психологическая игра для взрослых

Количество игроков: от б—8 до 15—20
Дополнительно: нет

Упражнение проводится в кругу. Время — от 15 до 25. минут. Основные этапы игры следующие:

1. Ведущий определяет вместе с остальными игроками, какую профессию интересно было бы рассмотреть. Напри­мер, группа захотела рассмотреть профессию “фотомо­дель”.

Американский психолог - игра для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: бумага, карандаши

Ведущий раздает играющим бумагу и карандаши и начинает задавать вопросы, предварительно объяснив, что ответ должен быть подробным в виде предложения:

1. С чем у вас ассоциируется понятие "лес"?

2.С чем у вас ассоциируется понятие "море"?

3.С чем у вас ассоциируется понятие "кошки"?

4.С чем у вас ассоциируется понятие "лошади"?

Автобус - психологическая игра для взрослых

Количество игроков: 15-25
Дополнительно: нет

Плотно прижимаясь друг к другу, народ встает в кучу, аналогично пассажирам плотно набитого автобуса. Задача игрока - прорваться сквозь эту плотную массу, причем не обманом, не хитростью, а напором и физической силой напрямую по всей длине. Народ в "автобусе" не имеет права цеплять игрока руками или цепляться руками друг за друга - нет, есть просто плотная масса напряженных и прижатых друг к другу тел.

Заканчивается игра обратной связью: тем, что в человеке и игре увидела и почувствовала группа.

Король - психологическая игра для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет

Один из игроков назначается Королем (Королевой), все остальные – его подданные. Король обращается к ним как к подданным, а они ему отвечают: «Да, ваше Величество!», «Вы прекрасны, ваше Величество!». Такая игра хорошо повышает самооценку (конечно, Короля, а не подданных).

Восторженный комплиментщик - психологическая игра для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет

В этой игре все игроки должны выражать свое восхищение потоком нескончаемых комплиментов.

Цели игры:

• Получение разрешений. Человек получает разрешение быть в центре внимания, оценивать окружающих и ценить собственное одобрение.

• Умение и привычка видеть в людях красивое, доброе и умное. Наше внимание чаще сосредоточено на нас, а тут оно ориентируется на окружающих – и на лучшее в них.

Ругатель - психологическая игра для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет

Все игроки должны ругать всех и вся.

Цели игры:

• Оседлать дракона. Один из лучших способов избавится от вредной привычки – это начать практиковать ее намеренно и утрированно. Будете целый день ругаться специально – на следующий день ругаться случайно уже не получится.

• Освобождение от скрытой агрессии. Даже в самой чистой душе какая-то грязь со временем накапливается. Начните ругаться – и, незаметно даже для себя, в игровой форме все свои недовольства и возмущения выскажете.

Слепой - психологическая игра для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: повязка

Слепота делается закрыванием глаз и наложением на них повязки. Если глаза от повязки устали, ее можно на некоторое время снять, не открывая глаз.

Задачи игры:

• Отказ от контроля. Для озабоченного человека нормально жить, только когда все видишь и контролируешь. Расслабьтесь, разрешите миру просто происходить, разрешите себе расслабиться и мягко плыть по реке, а не бороться с течением.

• Принятие новой и трудной жизненной ситуации. У вас теперь нет зрения, но у вас есть вы и люди вокруг вас. Сумеете ли вы жить так же легко и радостно, как обычно?

Немой - психологическая игра для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет

Задачи этой игры:

• Прекращение внутренней болтовни. Немой молчит полностью, то есть без крайней нужды не разговаривает письменно и молчит не только внешне, но и внутренне, занимаясь самосозерцанием.

• Принятие реальности. Нам часто кажется, что без наших высказываний истина окажется без защиты и мир рухнет. Оказывается же, мы можем молчать, а жизнь идет все равно и, похоже, не хуже, чем без нас.

Встаньте в круг - психологическая игра для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет

По сигналу ведущего игроки должны закрыть глаза и начать хаотично двигаться, стараясь не наступать друг на друга и жужжа, как пчелы, собирающие мед. Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши, и играющие должны мгновенно замолкнуть и замереть на месте. Два хлопка – не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, играющие в полной тишине пробуют выстроиться в круг. Очень важно почувствовать окружающих людей.

Гомеостат - психологическая игра для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет

Гомеостат – это прибор, который используют психологи для изучения групповой совместимости. Мы для этих же целей вместо прибора воспользуемся игрой.

Играющих просят встать в круг, вытянуть вперед руку, сжатую в кулак, и по знаку ведущего выбросить произвольное количество пальцев. Задача: не разговаривая, не перемигиваясь и не используя никаких других способов общения, добиться того, чтобы все играющие выбросили одно и то же количество пальцев. Попытки повторяются произвольное число раз.

Встреча взглядами - психологическая игра для взрослых

Количество игроков: четное
Дополнительно: нет

Для игры нужно четное число участников. Они садятся в круг, закрывают глаза и опускают головы вниз. По сигналу ведущего каждый должен открыть глаза, поднять голову и с кем-нибудь встретиться, “сцепиться” взглядами (вариант – указать пальцами друг на друга). Число сложившихся пар подсчитывается в конце каждого раунда. Цель игры – разбиться на пары всем сразу, с одной попытки.

Фигуры - психологическая игра

Количество игроков: любое
Дополнительно: веревка

Каждый участник игры берется за веревку, связанную в кольцо; задача – с закрытыми глазами, переговариваясь, построить из этой веревки некую фигуру: более простую, геометрическую – квадрат, прямоугольник, круг, треугольник – или более сложную, требующую согласования внутренних образов – дерево (какое дерево – лиственное, елку?), собаку и т.д.

Более сложный вариант: игроки закрывают глаза и не имеют права переговариваться.

Зеркало - психологическая игра для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет

Играющие разбиваются на пары и становятся или садятся друг против друга. Первый в паре – “человек”, второй – “зеркало”. “Человек” начинает медленно и плавно двигать руками, а “зеркало” старается как можно точнее повторить его движения, “слиться” с ним. “Зеркало” может почувствовать ритм дыхания “человека” и синхронизировать с ним свое дыхание. Через несколько минут ведущий предлагает “зеркалу” и “человеку” поменяться ролями.

Ветер в ивах - психологическая игра

Количество игроков: 7-8
Дополнительно: нет

Семь-восемь человек образуют тесный круг, соприкасаясь плечами. Водящий становится в центре круга, закрывает глаза и падает вперед или назад, задача играющих – не просто подхватить человека, но и осторожно передавать его из рук в руки по кругу.

Проводя игру, ведущий должен быть уверен, что все игроки адекватно оценивают степень опасности падения.

Ассоциации - психологическая игра для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет

Выбирается водящий, который “задумывает” кого-нибудь из присутствующих здесь людей. Далее все играющие по кругу задают ему вопросы типа:

- Если бы это было дерево (дом, цветок, погода, занавески, книга, собака...), то какое?

Ведущий думает, стараясь представить себе этого человека и отвечает, например:

- Это был бы дуб, растущий в чистом поле.

Все играющие стараются понять, кому же из них подходит это определение.

Мафия - психологическая игра для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет

Все рассаживаются кружком, но не вплотную друг к другу. Выбирается один ведущий. Далее игроки тянут жребий, организованный ведущим. По результатам определяется один (1) комиссар Каттани, несколько мафиози (их ненамного меньше половины играющих) и добропорядочные граждане, коих большинство. Результаты жребия, т.е. кто кем оказался, необходимо сохранять в тайне.

Спичка - психологическая игра для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: блюдце, коробок спичек

Проводить рекомендуется вечером, когда уже стемнело. Гасится свет, участники рассаживаются в кружок рядом друг с другом, в центр круга ставится блюдце. Кто-нибудь зажигает спичку и передает соседу, тот - своему соседу и т.д. В общем, по кругу. У кого спичка погасла, тому любой желающий задает абсолютно любой вопрос. Ответ на него обязателен, кроме тех случаев, когда вопрос совсем уж компрометирующий.

История жизни - психологическая игра для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Правила: участники расходятся в разные стороны, делая вид, что незнакомы. Каждый участник находит себе "жертву" и начинает с ней знакомиться. Задача игры: узнать как можно больше информации о человеке.
Тот, кто соберет больше подробностей, считается победителем.

Я, Я - психологическая игра для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет

Правила: участники по очереди, установленной в начале игры, начинают вслух просто говорить "Я". Если кто-нибудь сбивается или просто забывает сказать "Я", ему добавляют к тому, что он говорит "я", еще какое-нибудь слово (в зависимости от того, в какой компании происходит действо). Слова могут быть либо именами существительными, либо прилагательными, деепричастием (не глагол).

Например, Я - чешуйчатое, незарезервированное, многофункциональное сало... Чем сложнее слова, тем интереснее.

Оживи сфинкса - психологическая игра для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: спички

Участники становятся (или садятся) лицом друг к другу. Задача первого - как можно дольше продержать на реснице спичку. Задача второго - держа руки на коленях (не делая резких движений и не крича), своими речами смутить "сфинкса", чтоб он быстрее уронил спичку. Потом участники меняются местами.

От частого проведения конкурс становится только интереснее. Пока "опытный сфинкс" держит спичку, "опытный смутитель" наговорит такого!!!

Кто здесь важная шишка? - психологическая игра для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: шишки, любые подручные средства

Из шишки с помощью подручных средств (пластилин, нитки, бумага и т.д.) сделать свой портрет. В конце игры все игроки объясняют, чем их "двойник" похож на них.

Тест-2 - психологическая игра для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: бумага

Необходимый реквизит на одного участника: лист бумаги с заранее нарисованными двумя квадратами. В первом из них рисуется жирная точка (в любом месте), а во втором - горизонтальная волнистая линия примерно посередине квадрата (от края до края). Требуется в каждом квадрате нарисовать что-либо по желанию игрока. А теперь расшифровка. Если в первом квадрате точка являлась центром рисунка, то у такого человека есть реальная цель в жизни, если точка только принимала участие в рисунке, то человек еще не определился со своим будущим, если же точку вообще обошли стороной, то такой человек живет одним сегодняшним днем, не имея представления о будущем.

Понималки - психологическая игра для взрослых

Количество игроков: одна или две пары
Дополнительно: магнитофон, наушники

Выбирается пара. Один будет показывать, другой отгадывать. Угадывающему надеваются наушники, включается музыка. Ведущий предлагает тему (до надевания наушников) и потом, когда все готовы, предлагает одному игроку показать жестами какую-то ситуацию на эту тему, а игрок в наушниках должен отгадать эту ситуацию. (Например, женщина в роддоме на 5 этаже за стеклом, а мужчина внизу). Мужчине надевают наушники и в путь.

Теперь примерные ситуации: женщина должна показать мужчине, кто родился - мальчик или девочка; ведущий предлагает женщине показать, что у ребенка хорошее здоровье; женщина должна показать, что кормит грудью, но молока мало и т.д. Темы могут быть любые.

Смотри в глаза - психологическая игра

Количество игроков: несколько пар
Дополнительно: нет

Играют парами. Нужно целуясь (только в губы, не более) смотреть друг другу в глаза. Кто моргнет, тот проиграл.

Выигрывает пара, продержавшаяся дольше остальных.

Кажется, что игра очень проста, но на самом деле, 60% не могут долго смотреть в глаза при поцелуе. Проверьте себя...

Убийца - психологическая игра для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: монеты

Игра предназначена для небольших компаний. Все садятся по кругу. Начинается игра с назначения ролей (жребием). Для жребия можно использовать монеты СССР достоинством в 2 и 10 копеек (они одинаковые по размерам и разные по цвету). Монеты берутся по количеству играющих. Среди монет одна должна быть другого цвета. Кому попалась такая монетка, тот убийца.

Сидящие по кругу обводят друг друга взглядом. При этом обязательно взглянуть в глаза каждому. Убийца в порядке, в каком считает нужным (выбирает стратегию), начинает "убивать" (встретившись с "жертвой" взглядом, моргает ей). "Убитый" громко объявляет:

- Убит!

Тот из играющих, кто заподозрил личность "убийцы", говорит:

- Подозреваю.

Круглый тест психологическая игра для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: бумага

Для игры нужен листок, примерно А5 формата.

По команде ведущего все участники выполняют следующее:

1. Рисуют небольшой круг (каждый на своем листке).

2. Делят весь листок на 4 сектора через центр круга. Линии должны выходить за пределы круга.

3. В каждом секторе пишем по одной из букв: П, Р, С, Л.

4. Вокруг первого круга рисуем второй (если все было сделано правильно, то второй круг должен получиться уже разделенным на 4 сектора).

5. В каждом из этих четырех секторов пишем по одной из цифр: 1, 2, 3, 4.

6. Рисуем следующий круг (опять же вокруг предыдущего) и в полученных 4-х секторах пишем по одному зверю (здесь подразумевается, что звери - это и рыбы, и насекомые, и птицы, и т.д.)